Спиральная динамика командообразования (часть 1)
Прежде всего, рассматривая тему командообразования, необходимо определиться с терминами, так как это давно уже является причиной яростных споров специалистов.
Тренеры, давно занимающиеся тренингами командообразования, могут отметить, что в большинстве случаев заказчик под командообразованием имеет в виду активное мероприятие для коллектива от 30 до 150 человек. Ожидается, что в результате участия в таком мероприятии у сотрудников повысится лояльность к компании, наладятся неформальные коммуникации, появится «чувство локтя», доверие и навык совместного решения задач. Строго говоря, речь идет не о создании именно Команды, а скорее о создании командного духа, ощущения принадлежности к компании. То есть, правильней называть такие тренинги не teambuilding, а teamspirit. Но так исторически сложилось, что тимбилдинг стал означать именно массовые корпоративные мероприятия. И в дальнейшем статье будет использоваться именно в таком ракурсе.
Следующей темой споров тренеров и HR-специалистов является сам факт полезности тренингов такого типа. Например, в недавней статье «Сотрудники низко оценивают эффективность тимбилдингов» в очередной раз подвергаются критике типичные outdoor-активности. При этом, количество тренинговых компаний, обеспечивающих такой сервис, значительно сократившись после кризиса, сейчас начинает расти с удвоенным темпом, что говорит о явном наличии спроса.
Почему мнения о тимбилдинге настолько различаются? Может, причина в том, что компаниям предлагаются тренинги, не соответствующие их уровню развития, их ценностным структурам? Для разрешения этого противоречия, можно рассмотреть вопрос с точки зрения Спиральной динамики — теории развития человека и обществ с точки зрения ценностей. В статье мы опишем основные принципы теории, имеющие непосредственную практическую ценность для исследуемой темы, и дадим краткие описания каждого уровня.
Познакомиться с теорией Спиральной динамики подробнее можно в книге Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века».
Основная идея теории Спиральной динамики: люди, организации, социальные общества, развиваясь, проходят различные стадии. Эти стадии определяются доминирующими парадигмами сознания, системами ценностей (цМемами). Для простоты восприятия и применения эти уровни обозначены цветовой кодировкой.
Можно заметить, что развитие происходит эволюционно, с поочередной сменой полюсов «Я» и «Мы», ориентации на индивидуальные или групповые цели.
Начинается Спираль с Бежевого уровня индивидуального выживания, сменяющегося Фиолетовой семейно-племенной общиной.
Красный эгоцентрированный уровень стабилизируется Синими правилами и четким общественным мироустройством.
Оранжевый, стремящийся к личному успеху наперекор Синим рамкам, переходит в Зеленый.
Зеленый, смещающий акцент успеха на гармоничные отношения и благополучие для всех, завершает первый порядок Спирали, называемый «Уровни существования».
Желтый начинает повторение Спирали на втором порядке, «Уровнях Бытия», и ориентирован на выживание в формирующемся мире высоких скоростей и глобальных информационных потоков.
Важно отметить, что достигая определенного уровня по спиральной динамике, мы имеем опыт проживания нижележащих уровней. Каждый последующий уровень вбирает в себя все предыдущие, давая к ним доступ в любой момент, если того потребуют соответствующие условия жизни. Если рассматривать организацию в целом, у нее может преобладать определенный уровень (или может быть желательным для владельца или рынка). При этом у сотрудников различных отделов могут доминировать другие уровни.
Таким образом, если говорить о сплочении коллектива на уровне компании, необходимо в первую очередь «выравнивание» ценностного контекста , то есть проведение мероприятий с учетом всех уровней спиральной динамики. Также, можно сознательно усилить тот уровень, который необходим в компании на данный момент. Ниже мы опишем особенности каждого из уровней с конкретными рекомендациями по организации тренинга.
Смотрите веселый фильм о построении результативной команды.
Девиз фильма: «Мастерство не пропьешь!»
Нажмите на одну из этих кнопок чтобы получить доступ