Спиральная динамика командообразования (часть 2)

Лидерство, Построение команды, Руководителю

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

dinamika

 «Я»: Бежевый уровень — выживание

Вы знаете Первое правило хорошего тренинга и хорошей конференции? Послушайте отзывы участников, вернувшихся с впечатлившего их события. Наверняка первое, что они скажут — «Там так хорошо кормили!». Да, изысканные кофе-брейки и бесплатные обеды ресторанного уровня — вот что обеспечивает успех мероприятия и повышает лояльность участников! Это важный параметр, по которому оценивают уровень организации, порой даже бессознательно. Потому что это заложено в самом основании наших ценностей.

Описание уровня: на первобытном бежевом уровне преобладает автоматическое, инстинктивное мышление, направленное на то, чтобы остаться в живых. Поэтому преобладают базовые физиологические потребности и потребность в безопасности.

Выводы:

1. При заказе мероприятия не экономьте на еде.

2. Начинать работу по командообразованию можно с корпоративных «посиделок» за обедом или после работы (но с умеренным потреблением спиртного, иначе эффект может быть обратным).

 

«Мы»: Фиолетовый уровень — сила инициации

Описание уровня: Когда потребности «Я» удовлетворены в достаточной для выживания степени, начинают проявляться социальные ценности. Интересы семьи, племени выходят на первый план. Духи предков и традиции поддерживают власть вождя. Самое страшное наказание — изгнание и одиночество. Фиолетовое «магическое» мышление насыщено символами и ритуалами, охраняющими от невзгод и дающими стабильность.

Этот уровень является базовым в формировании корпоративной идентичности. Чувство принадлежности к одной группе, «одному племени» усиливается внешними атрибутами: единые знаки отличия (галстуки, значки), командные ритуалы.

Тренинг командообразования на этом уровне сродни обряду инициации. У него та же цель — создание мощного командного духа, приобщение новичков, выработка общих ритуалов и способов решения задач и «якорение» всего этого яркими воспоминаниями.

Следовательно, чтобы тренинг достигал этих целей, необходимо формировать его сценарий в соответствиями с этапами обрядов инициации:

  1. Выход за пределы (в лес)
  2. Испытания
  3. Получение Знания, Секрета
  4. Пир, волшебный напиток
  5. Возвращение в новом статусе

Кратко прокомментируем каждый из этапов.

1. Выход за пределы — это обязательное условие проведения тренинга. И чем больше контраст с привычной средой обитания сотрудников и сильней изоляция от внешнего мира — тем больше эффект. Идеальной будет поездка в страну, олицетворяющую фиолетовый уровень (Африка, Латинская Америка, Средняя Азия), с включением элементов этнического шаманизма в сценарий тренинга. Как более бюджетный и реальный вариант, можно вывезти сотрудников на 2 дня в загородный пансионат, максимально приближенный к природе.

2. Испытания должны разрабатываться с учетом общей Легенды. Сформулированные с юмором задания легче погружают в игровую реальность. В качестве награды за прохождение испытаний команды могут получать какие-нибудь артефакты (волшебные камни, золотые орехи, монеты и т. д.). Хорошо включать элементы поисковой активности (ориентировка на местности, разгадывание подсказок)

3. Получение Знания, Секрета — это кульминация тренинга. Команды находят общий Клад, получают подарки с командной символикой и подводят итоги — что нового они узнали о себе и друг друге, какие навыки совместного преодоления препятствий они могут перенести в рабочий контекст. Так как в процессе прохождения испытаний команды могли соревноваться (кто сколько заработает артефактов), важно, после подсчета и объявления победителя, объединить их для достижения общей цели — например, нахождения Клада или получения Талисмана. Для этого, каждая команда собирает свою часть подсказки, но найти путь можно только объединив все вместе. Или Талисман надо выкупить, но он стоит ровно столько, сколько сумма всех заработанных командами артефактов.

4. Успешное завершение тренинга надо обязательно отпраздновать! После физической нагрузки на свежем воздухе еда кажется особенно вкусной. Важно контролировать количество алкоголя, чтобы воспоминания о Пире были действительно радостными (или хотя бы просто были). При этом в разумных количествах алкоголь также является командообразующим инструментом на фиолетовом уровне. Во всех шаманских практиках используются вещества, изменяющие состояние сознания, настраивающие группу «на одну волну».

5. По возвращении важно сохранить напоминания о событии. Например, вывесить фотографии в холле, смонтировать фильм, вспоминать яркие моменты на собраниях и в неформальной обстановке. Хорошо, когда найденный клад состоит также и из индивидуальных подарков участникам, которые они могут использовать в личной или офисной жизни. Таким образом, тимбилдинг становится частью корпоративной легенды.

Выводы:

1. В душе каждого человека живет «фиолетовый» ребенок, поэтому сюжетно-приключенческие тимбилдинги вечны!

2. Следуйте веками отработанному сценарию инициации.

3. Усиливайте значимость прошедшего мероприятия, сделайте его атрибуты «предметами силы».

 

Продолжение следует

Добавить комментарий